Музыкальный коллектив Грузинской ФНКА в России «Эгриси» выступил в Библиотеке им. Ленина

Музыкальный коллектив Грузинской ФНКА в России «Эгриси» выступил в Библиотеке им. Ленина

14 февраля 2018 года в Центре восточной литературы (ЦВЛ) открылась выставка «Музыкальная культура стран Содружества Независимых Государств и Грузии», посвящённые Году культуры в СНГ. На открытии выставки выступил Фольклорный ансамбль Федеральной Грузинской национально-культурной автономии в России "Эгриси". Экспозиция ЦВЛ посвящена традиционной музыкальной культуре народов государств Центральной Азии и Кавказа, являющихся действительными членами СНГ. Среди них Казахстан (с 1991 года), Киргизия (с 1992), Таджикистан (с 1991), Узбекистан (с 1992), Армения (с 1991), Азербайджан (с 1993), Туркменистан (одно из государств-основателей СНГ, с 2005 года — ассоциированный член СНГ) и Грузия (член СНГ с 1991 по 2008 годы). Вниманию посетителей предлагается около 100 экземпляров печатных изданий на языках народов, населяющих Кавказ и Центральную Азию, а также русском и европейских языках.

Это исследования по истории и теории музыки, сборники музыкальных и фольклорных произведений, лирических песен и духовной музыки, изобразительные материалы. В экспозицию вошли ноты, звукозаписи на различных носителях и диссертационные исследования.

"Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душой" – Бертольд Ауэрбах. Каждый народ в музыке выражает свои чувства, чаяния, переживания. Грузинский народ создал свою, характерную только ему гармонию звуков.

Памятники материальной культуры и письменные источники свидетельствуют о том, что корни грузинской музыки уходят вглубь веков. Издревле известны народные музыкальные инструменты; самый древний костяной инструмент – грузинская свирель-саламури – был найден у Мцхети. На дóли – круглом барабане – выбивали ритм и аккомпанировали древним воинам в битве. В наши дни грузины играют на таких инструментах, как пандури – восточно-грузинская лютня, с тремя струнами, чонгури – смычковый инструмент с тремя струнами из Сванетии и Рачи, чанги – сделанная вручную деревянная арфа, чибони и гудаствири – традиционные волынки из Аджарии и Рачи.

Национальная самобытность грузинского народа в полной мере проявилась в старинном многоголосии; оно возникло в окружении одноголосной музыкальной культуры; в соседних с Грузией странах не встречаются образцы полифонии. В отдельных уголках Грузии песнетворчество развивалось самобытно; каждый музыкальный диалект – кахетинский, сванский, гурийский и др. (их около 15), несмотря на внутреннее родство, имеет неповторимый колорит. Восточно-грузинские песни протяжные, тягучие; два верхних голоса исполняют основную мелодию создавая сложную, богатую музыкальную ткань; бас во всех случаях выполняет гармоническую функцию. Среди образцов западно-грузинской музыки стройностью, суровостью звучания выделяются трехголосные песни сванов. Мегрельские любовные, бытовые, шуточные трехголосные песни привлекают внимание изяществом, лиризмом, плавностью исполнения. Полифония со всей многогранностью представлена в гурийских и аджарских песнях; в них особо специфичен верхний, т. н. извивающийся голос – криманчули, который требует от солиста умение исполнять сложные фиоритуры (похожие на иодли) гортанным звуком. Игорь Стравинский сказал, многоголосное грузинское пение важнее, чем "все новые музыкальные открытия".

Уникальна грузинская церковная музыка. Трехголосное пение, вообще характерное для песнетворчества Грузии, в духовной музыке приобретает дополнительный смысл – оно трактуется как воплощение Святой Троицы, где каждый голос равноправен, самостоятелен, и в то же время гармонический связан с остальными, создает одно целое. Церковное песнопения (хоралы) поются очень эмоционально; певчие, перехватывая дыхание друг друга, создают непрерывную, подвижную гармонию. Академик Иванэ Джавахишвили убежден, что уже в IX в., если не раньше, в Грузии существовала теория церковного пения, которая называлась "наука вокального обучения". В православных храмах и монастырях Грузии и в не меньшей степени в грузинских культурных центрах за границей – на Синае, на Афоне и в Палестине – искусству церковного пения придавалось огромное значение. В то же время появились книги по гимнографии. Тексты с песнопениями Микаэля Модрекили, записанные невменной (крюковой) нотацией в первой половине X века, достигли и наших времен; графические грузинские невмы отличались от греческих и латинских. В начале XX века церковные песнопения были изучены специалистами, которые приняли это бесценное наследство от предыдущих поколений. Сокровищница грузинской духовной музыки пополняется и в наши дни, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II пишет церковную музыку; в его молитвах "Трисвятое", "Kyrie eleison" (греч. – "Господи, помилуй!") легко узнаваем животворящий традиционный орнамент грузинской духовной музыки.

На протяжении веков грузинская музыка практически не менялась, сохранялась, как жизненная часть национальной идентичности, бережно передаваясь из поколения в поколение. Типичная грузинская песня – это трехголосная мужская "а капелла". Едва не в каждом грузинском селении найдется "швидкаца" (септет — ансамбль из семи музыкантов); один из них затянет песню, тут же подхватят второй, третий голос… и создается магия полифонии; голоса сходятся и расходятся, противоречат друг другу, но всегда возвращаются к главной гармонии. "Швидкаца" обязательно споёт, будто залитую густым кахетинским вином, песню "Чакруло", ту самую, которая наряду с другими достижениями человеческой цивилизации в 1977 г. на позолоченных дисках "Вояджера" была отправлена навстречу другим цивилизациям; и если есть там, в космосе, существа способные слышать, то они ее услышат.

Выставка продлится до 15 марта 2018 года.

Автор: Кетеван Цагурия



Все события





Добавить комментарий