Протоиерей Кахабер Гоготишвили: «Церковь не имеет права закрывать людям доступ к современным технологиям»
Для большинства грузин и выходцев из Грузии, проживающих в Москве, духовной обителью является Храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах. Здесь всё напоминает о родной земле: роспись стен, многоголосия, грузинская речь. Настоятель Храма отец Фёдор Кречетов даже специально выучил язык Руставели, чтобы нести Слово Божье в грузинскую диаспору. В начале 1990-ых годов было решено найти священника для окормления грузинской паствы в этом храме. С тех пор эта добрая традиция не прекращается. На сегодняшний день официальным представителем Грузинской Православной Церкви в Москве является настоятель Храма Вознесения Господня в Тбилиси, заместитель руководителя отдела внешних церковных связей Грузинского Патриархата, протоиерей Кахабер Гоготишвили.- Отец Кахабер, как Вы оказались в Храме Святого Георгия в Москве?
- В январе 2018 года Католикос-Патриарх Илия II направил меня на служение в Москву. Мы, священники, идём туда, куда отправит нас предводитель. До меня здесь служил отец Мириан Шенглиа, но его направили в Кафедральный собор Святой Троицы в Тбилиси.
- Вы также являетесь настоятелем Храма Вознесения Господня в Тбилиси возле Сабурталинского кладбища и заместителем руководителя отдела внешних церковных связей Грузинской Патриархии. Как Вы успеваете совмещать служение?
- В Тбилиси у меня есть правая рука протоиерей Лука Битадзе. Он мне очень помогает. Фактически Битадзе временно заменяет меня по всем делам. Мы держим с ним постоянную связь и решаем необходимые вопросы. В Патриархии мои функции также временно выполняет ответственный человек. С Божьей помощью, мы всё успеваем.
- Служба в Грузинском храме Москвы сейчас занимает наибольшее время?
- Да, ведь здесь очень большая диаспора. Для грузин наш Храм Георгия Победоносца – это связующая нить с Родиной. Есть такие люди, которые уже 20-30 лет не были на родной земле. А наша церковь – это духовный центр для них. Служить в Грузинском храме Москвы – большая честь.
- Помогает ли храм нашим соотечественникам, которые оказались в сложной жизненной ситуации?
- Помимо духовной, мы также даём таким людям материальную пищу. Ежедневно после 12:00 у нас работает столовая, где каждый нуждающийся может прийти и бесплатно пообедать. Есть также воскресная школа для детей и взрослых.
- Что представляет воскресная школа в Грузинском храме Москвы?
- По субботам и воскресеньям после утреней службы мы обучаем детей церковному и народному песнопению, грузинскому языку и литературе, разбираем библейские сюжеты. Со взрослыми же по воскресеньям в час дня мы толкуем Священное Писание, а также пытаемся ответить на интересующие вопросы по духовной жизни. Около 50 человек приходит на эти встречи. Порой даже места не хватает.
- Приезжают ли к вам грузины с других городов и регионов Российской Федерации?
- Скорее нет. В основном наша паства – это москвичи и жители Подмосковья. В России слишком большие расстояния, в столицу трудно бывает добраться. Даже ни все москвичи успевают приехать к нам. Но мы сейчас выкладываем наши проповеди на специально созданной странице в сети Facebook. Так что желающие могут услышать нас со всех концов света, где есть интернет.
- Вы упомянули интернет. Сегодня, в том числе в церковных кругах, ведутся споры на тему: виртуальная сеть – это зло или добро. Поделитесь Вашим мнением?
- Церковь не имеет права закрывать людям доступ к современным технологиям. Проблема ведь не в интернете, а в самом человеке. Он может использовать его как для добрых, так и злых дел. Возьмём пример с атомом. Использование энергии атомного ядра в мирных целях даёт людям свет, тепло и много хорошего. Но если человек использует его во зло, то это может окончиться катастрофой. Церковь должна отвечать на вызов современного мира. Как можно отказываться от возможности нести Слово Божье через телевидение, радио и другие современные технологии. Раньше проповедь человек мог слышать только в храме, а сейчас мы вещаем на весь мир с помощью того же интернета.
- Совершенно верно. Для нас, живущих вне Грузии, много значит слово Католикоса-Патриарха Илии II. Но слышать его мы можем благодаря записям его проповедей.
- И разве грех слушать смотреть по виртуальной сети проповеди Патриарха?! У человека внутри должен быть фильтр и понимание того, что можно смотреть и слушать, а от чего отказаться. Когда христианин попадает в общество, где слышит мат, видит непристойное поведение, он своим поведением должен подавать пример другим, чтобы те, кто смотрит на него, хотели бы становиться лучше. Это своего рода миссионерство. Христианин должен вести себя так, чтобы окружающие его люди полюбили бы Церковь.
- Когда человек борется с «оскорблением чувств верующих», но при этом использует матерные слова, угрозы и даже физическое насилие, праведен ли он в этом?
- Мат – это большой грех, который нельзя оправдать даже состоянием аффекта. Из одного сосуда не может выливаться чистая и грязная вода. Как человек может читать молитвы, но при этом изрыгать матерные слова и оскорбления?! Защита Православия не может происходить не православными методами. Те, кто таким образом «защищает» православие, говорят, что теряют голову от гнева. Но знаете, если в этот момент такой «защитник» увидит себя со стороны, он сам ужаснётся. Ведь в волне гнева он одержим нечистой силой. Наше главное оружие – молитва и пост, но не мат, оскорбления, угрозы и насилие.
- Какой путь к спасению и светлому будущему Грузии?
- Популярны мнения, что наше спасение в Европейском Союзе, в Америке или в России. Это большая ошибка. Наше спасение только в Иисусе Христе. Мы должны быть со всеми странами в хороших отношениях. Исторически Грузия, конечно, была близка к Европе. Просвещение в Грузию пришло из Европы. Но это не значит, что нам необходимо слепо всё копировать. Грузия должна проводить взвешенную политику.
- Какую роль выполняет Православная Церковь в российско-грузинских отношениях?
- Когда между Россией и Грузией нет дипломатических отношений, Православная Церковь может стать тем мостом, который свяжет наши страны и поможет восстановить отношения. Но восстановление может быть только в рамках закона справедливости. Мы не должны упрекать друг друга в прошлых ошибках. Функция Церкви не упрекать людей за ошибки прошлого, а, наоборот, Церковь учит исправляться и начинать всё с чистого листа.
- Какие практические шаги должны быть предприняты?
- Россия сегодня имеет возможность и силу, чтобы позволить Грузинской Православной Церкви вести проповедь в Абхазии и Цхинвальском регионе. Никто не говорит о том, что все сразу туда поедут. Это должно происходить постепенно. Сначала в эти регионы должен поехать Католикос-Патриарх Илья Второй и несколько духовных лиц. Хочу напомнить, что Патриарх всея Руси Кирилл неоднократно упоминал, что Абхазия и Цхинвальский регион находятся в юрисдикции Грузинской Православной Церкви. Я думаю, что такой шаг послужит улучшению российско-грузинских отношений. Мы, грузины, не хотим войны. Все конфликты должны решаться только мирным путём.
- Ваши пожелания грузинской диаспоре России?
- В странах Европейского Союза и Соединённых Штатов Америки я часто встречался с грузинской диаспорой. Заметил, что они очень скучают по своей Родине. Грузины, живущие в России, более адаптированы и ассимилированы. Это связано с тем, что в советский период это была одна общая страна. Они отличаются от тех грузин, кто был вынужден уехать от коммунистического режима. Я желаю всей диаспоре, чтобы они никогда не забывали свои корни, свою Родину, грузинский язык и православную веру. И, конечно, по мере возможности возвращались в Грузию или хотя бы чаще её посещали.
Беседовал: Андро Иванов