Мученица Кетеван как христианка Востока

Мученица Кетеван как христианка Востока

Аннотация. В статье рассматривается и анализируется роль царицы Кетеван в борьбе с попытками омусульманивания христианской Грузии Персией в конце XVI - начале XVII вв. На основе анализа поэмы царя Теймураза «Кетеваниани» мы сделали вывод о характере святой и о последствиях, к которым привело её мученичество.

В 1578 г. турки и персы разделяют между собой территорию Кавказа, а в 1597 г. Шах Аббас I, персидский шах, изгоняет из Грузии турок, захватив территорию Восточной Грузии. После этих трагических для Грузии событий и начинается активная деятельность царицы Кетеван, которую впоследствии назовут мученицей.

О мученице Кетеван говорят не так часто, как о других грузинских святых — например, о святой Нине (Нино) или о святой царице Тамаре. Однако личность Кетеван заслуживает более подробного изучения: она жила в трудное для православной Грузии время, когда ослабленная войнами страна боролась с мусульманской сефевидской Персией. На стороне Сефевидов было количественное превосходство, а также жестокие методы ведения войны полководца шаха Аббаса I . Однако христианская Грузия, несмотря на агрессию сефевидской Персии, всё же не исчезла с лица земли. Более того, через некоторое время Грузия одержала победу над Персией. Этому по большей части способствовала деятельность Кетеван.

Наша цель, однако, – проанализировать, как мученический подвиг царицы Кетеван описан в поэме «Кетеваниани» царя Теймураза, сына самой мученицы. Данная поэма ещё не переведена на русский язык ; её язык специфичен, далёк от современного грузинского литературного языка. Текст состоит из 86 четверостиший. Он насыщен историзмами, архаизмами, а основными особенностями поэмы являются употребление метафор и включение легенд в канву повествования. Автор является непосредственным участником интересующих нас событий, что увеличивает ценность данного источника.

Прежде, чем рассматривать поэму о Кетеван, представляется необходимым кратко познакомиться с биографией мученицы и историческими реалиями, окружавшими ее, чтобы лучше понять ситуацию, в которой находилась царица во время тех ужасных событий. Царица Кетеван, она же Кетеван Мученица (1565-1624гг) была царицей восточногрузинского царства Кахетия из династии Багратионов . Мы говорим «восточногрузинского», так как в тот период восточная Грузия в современных своих границах находилась в сфере влияния Персии , а Западная — в сфере влияния Османской империи, что и было основной причиной разобщённости грузинских войск. О матери Кетеван практически ничего неизвестно, а отец – Ашотан – был зажиточным мухранским князем, представитель рода Багратиони. С детства Кетеван воспитывали в христианских ценностях: «Её детство и юные годы "украшались" изучением Священного Писания» . Война с Персией отняла у неё семью: родственников мужа, внуков, однако Кетеван продолжала мудро решать внешнеполитические проблемы по мере их поступления. При этом она не забывала о религиозных нуждах грузинского народа: в период ее правления строились храмы, переписывались церковные тексты, активно осуществлялась благотворительная деятельность . Жизнь Кетеван прервалась после пленения её и её внуков шахом Аббасом и рядом жестоких пыток. Умерла царица Кетеван в 1624 году, сохранив верность православию .

Теперь рассмотрим поэму «Кетеваниани» поподробнее.
В начале поэмы автор подробно описывает жестокость шаха Аббаса. В XII и XIV четверостишиях говорится: «Кетеван пожертвовала Александром и Леваном (своими внуками — прим. автора статьи), однако это не убедило беспощадного царя. Опередил он Ирода в злодеяниях, с ног на голову поставил все заповеди. Не внял шах Аббас её жертвам: собрал войска из Исфахана и других городов, заполнил ими поля, а кто восставал, тех уничтожал. » Эпитет «беспощадный царь», гипербола «заполнил (войсками) поля», сравнение шаха с Иродом — всё это указывает на бесчеловечность правителя. Данные строки свидетельствуют также о мужественности Кетеван, ведь внуков, отданных в плен беспощадному противнику, «воспитывала она пять лет». Мы видим, что царица была готова выполнить все требования шаха, лишь бы защитить Грузию от разгрома.

На протяжении всей поэмы говорится о силе духа Кетеван. Она отнюдь не впала в уныние, попрощавшись со внуками: «Не надеясь их увидеть, она постилась, молилась, погрузилась в веру». Приведённые строки раскрывают духовную силу царицы, её способность даже в самой трудной ситуации мобилизовать свои духовные силы.

То же самое подтверждает следующий диалог, происходивший уже в Персии, когда Кетеван вместе с внуками находилась в плену. В XXIX четверостишии в присутствии имама Кульхана шах Аббас обращается к «халар-хану»: «Ты не дай долго прожить Кетеван... Лет за десять мы её уничтожим и будем вспоминать иногда. Если она обратится в ислам, откажется от христианства и будет поносить Христа, дай ей большое вознаграждение.» Имам возражает шаху: «Всё равно не обратится она в ислам, как я могу осмелиться предложить ей это?» Персидский военачальник, чиновник, образованный человек осознаёт, что духовно Кетеван выше своих противников. Она находится совершенно на другом духовном и интеллектуальном уровне. Подтверждением этому является и тот факт, что, согласно поэме, ширазский хан три месяца не решался предложить Кетеван перейти в ислам. Когда же он попытался искусить Кетеван («Чем тебе Иисус поможет, не пристало тебе мучиться») , она ответила решительным отказом и произнесла страстный монолог в защиту своей веры (четверостишия XXX–L) Кетеван «принялась молиться», «приняла это искушение как испытание от Господа», просила Бога «умертвить её плоть, чтобы её дух предстал перед (архангелами) Гавриилом и Михаилом», а также «чтобы избавили её от тьмы и не дали ей потерять свет».

Начиная с пятидесятого четверостишия следует подробное описание пыток Кетеван. «Её испытывали огнём, мечом, раскалёнными щипцами, будто Христа». Ни одна из зверских пыток не заставила Кетеван принять ислам.
Кетеван приняла мученическую кончину после сожжения заживо 13 сентября 1624 года.

Сын мученицы так и не оправился от кончины матери и до конца жизни мучился чувством вины: «Ты своей материнской природой освободила меня, мужчину, и получила право на вечную жизнь!» - заканчивает Теймураз описание пыток Кетеван. Этим он подчёркивает её великую роль в христианстве и в православном мире. Её героическая жизнь и смерть является примером для каждого христианина.

Согласно «Кетеваниани», ещё десять лет в Грузии было затишье именно после её мученической смерти. Это подтверждают и исторические факты: уже через год после смерти Кетеван, в 1625 году, грузины разгромили персов.

Рассматривая основной памятник о жизни и деятельности царицы Кетеван, мы видим, что ее роль в предотвращении исламизации Грузии бесспорна. Если бы Грузия перешла в ислам, она перешла бы и под власть Сефевидов. Поэтому царица из династии Багратионов Кетеван и умерла христианкой. Это позволило сохранить в Грузии дух христианства и противостоять захватчикам иной конфессии.

Автор статьи: Тамара Илесашвили


Все события





Добавить комментарий