Взаимоотношения Грузии и Армении: концепция «Север-Юг»

Взаимоотношения Грузии и Армении: концепция «Север-Юг»

Южный Кавказ как арена борьбы государств, претендующих на статус мирового и регионального центра силы

Южный Кавказ представляет собой регион, в котором пересекаются интересы как региональных (Иран, Турция, Россия), так и внерегиональных акторов мировой политики (США, ЕС, Китай). Взаимосвязь игроков образует клубок противоречий. Стоит одной из сторон «потянуть одеяло на себя», как это начинает вызывать опасения, недовольства другой стороны. Следовательно, для стран региона жизненно необходимо строить региональную политику с учётом этого фактора.

Одним из ключевых факторов в регионе является противостояние Европейского союза и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), вызванное тем, что страны Закавказья имеют отличную друг от друга внешнеполитическую ориентацию. Азербайджан занимает нейтральную позицию, реализуя многовекторную внешнюю политику. Грузия движется в сторону Евросоюза, в то время как Армения присоединилась к ЕАЭС. 

Следует принимать во внимание, что у Армении и России нет общих границ, следовательно, двусторонняя торговля проходит через территорию Грузии. Отметим, что Россия является крупнейшим торговым партнёром Армении, а через территорию Грузии, по различным оценкам, проходит примерно от 60 до 80% всего товарооборота Армении. Поэтому для Армении жизненно необходимо иметь добрососедские отношения с Грузией.

Подписание Грузией Соглашения об Ассоциации с ЕС и, как результат, постепенное вхождение в экономическое пространство Евросоюза может вызвать серьезную проблему для российско-армянских экономических отношений, потому что имплементация грузинской стороной тарифных барьеров ЕС может сделать товары чрезмерно дорогими для рынков Армении и России. Одновременно, данный фактор может быть использован Западом как рычаг давления. В результате, могут возникнуть негативные последствия для рынков стран ЕАЭС.

Ось «Север-Юг»

Регион, расположенный между Черным и Каспийским морями, имеет большое значение в плане пересечения здесь энергетических и транспортных направлений «Север-Юг» и «Запад-Восток».

Грузинский политический истеблишмент после «революции роз» стремился развивать отношения в рамках геополитической оси Анкара-Тбилиси-Баку или «Запад-Восток». Данная ось выражается в различных энергетических и транспортных проектах. Очевидно, что в настоящее время указанная геополитическая ось оформилась и носит явно антироссийский характер. Ещё одна региональная республика, Армения, явно выпадает из трёхстороннего сотрудничества государств региона. Ереван заинтересован в транспортном коридоре «Север-Юг», благодаря чему Армения сможет понизить транзитные риски развития экономики.

Для Грузии ось «Север-Юг» также представляет интерес, потому что позволит извлекать дополнительные транзитные выгоды. Достижение равновесных отношений по двум осям — «Запад-Восток» и «Север-Юг» подразумевает т.н. «концепцию креста». Тем не менее, в период президентства Саакашвили происходила её маргинализация, потому что стратегическое партнёрство с США и интеграция в евроатлантические структуры стали безальтернативными приоритетами грузинской политической элиты.

Однако сегодня проявляется тенденция «разветвления» геополитической оси». Во-первых, приход к власти в Грузии коалиции «Грузинской мечты» и объявленная политика прагматизации по вопросам отношений с Россией позволяют полагать, что не исключена кооперация по линии «Север-Юг». Грузинская сторона уже ведёт переговоры с российским «Газпромом». Министр энергетики Грузии Кахи Каладзе с осени 2015 года неоднократно встречался с главой крупнейшей российской нефтегазовой компании Алексеем Миллером.
Во-вторых, к этому подталкивает и международная ситуация. Снятие международных санкций с Ирана привело к активизации российско-иранского энергетического сотрудничества, а также переговоров Ирана со всеми тремя странами Южного Кавказа.

Энергетические договорённости между Грузией и Армении при успехе российско-иранских переговоров могут стать предвестником перемен на энергетическом, а, следовательно, и геополитическом ландшафте региона. Причем первые шаги уже предпринимаются. 

Так, в середине апреля 2016 г. в Ереване состоялась встреча министров энергетики России, Армении, Ирана и заместителя министра энергетики Грузии. По итогам встречи стороны подписали «дорожную карту» строительства энергетического коридора «Север-Юг». Проект нацелен на обеспечение параллельной работы энергосистем четырёх стран.

Грузия заинтересована в диверсификации поставщиков голубого топлива. Сегодня приблизительно 90% газа импортируется из Азербайджана. Азербайджан занимает весьма сильные позиции в экономике и, особенно, в энергетической системе Грузии. Государственная азербайджанская компания SOCAR владеет примерно сотней бензозаправочных станций в Грузии, владеет и управляет, имеющим серьезные мощности, грузинским портом Кулеви.

В связи с этим, Грузия стремится диверсифицировать поставщиков сырья. Так, бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили поддерживает идею диверсификации поставок газа. Он настаивает на закупке газа у России. Известно, что Грузия за транзит российского газа в Армению получает 10% от общего объема. Приветствуется также появление Ирана на рынке газа в Грузии. «Мы стараемся, в том числе я сам в этом активен, чтобы и иранский газ поступал в Грузию», — сообщил миллиардер.
По сути, Грузия может качественно изменить геополитическое положение дел в регионе. Транзит углеводородов из Азербайджана и Ирана через территорию Грузии, а также участие в коридоре «Север-Юг», означает вовлечённость грузинской стороны в проекты двух альянсов — Грузия-Армения-Иран и Турция-Грузия-Азербайджан.

Об этом свидетельствуют переговоры министра энергетики Грузии с иранским коллегой, вероятная покупка голубого топлива у российского «Газпрома», а также присутствие Армении в совместных проектах.

Автор — Георгий Турава




Все события





Добавить комментарий